Навигация по сайту

Пространство детства: современность и будущее

По инициативе правительства Тульской области при поддержке международного фонда «За выживание и развитие человечества», академии  социального управления Московской области в Тульском регионе началась реализация проекта «Пространство  детства: современность и будущее». Цель -создание в регионе качественно новых условий для развития ребёнка. Всего - 20 участников, среди них и МБОУДОД «ДДЮТ» г. Ефремова

Организована проектная группа и разработан план реализации проекта «Дворец детского (юношеского) творчества как центр социально активной и деятельной личности». Руководитель проекта Гладких В.В., директор.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для развития личности учащихся, направленных на их социальную адаптацию, на активное приобщение к принятым в обществе правилам и нормам поведения и осознание ответственности, связанной со свободным выбором.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • организовать процесс активного включения учащихся в социальную среду;
  • развивать познавательную активность, содействовать формированию нравственной позиции учащихся;
  • способствовать формированию у учащихся образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности для осмысления своей социальной принадлежности и социальной роли.

Гладких Валентина Васильевна – директор,

Белкина Людмила Эдуардовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Иванова Варвара Викторовна – заведующая методическим отделом

 Учреждение дополнительного образования детей как центр развития ребенка

Строить взаимоотношения с детьми и их родителями в сфере дополнительного образования можно только на основе сотрудничества, поиска общих интересов, использования особых новых технологий и методов, помогающих пробудить у детей интерес к знаниям, приобрести необходимые для жизни умения, конструировать жизнь учреждения дополнительного образования детей таким образом, чтобы она соответствовала жизни самого ребенка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» (далее МБОУДОД «ДДЮТ», Дворец творчества) является важнейшей составляющей образовательного пространства города Ефремова Тульской области, выполняя роль центра воспитания и образования, развития, социальной адаптации и профессионального самоопределения ребенка.
С 2008 года МБОУДОД «ДДЮТ» является базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», с 2013 года - участником регионального проекта «Пространство детства: современность и будущее» по теме: «Дворец детского (юношеского) творчества как центр развития социально активной и деятельной личности».
Первый шаг по реализации данного проекта – ориентация на формирование социального заказа, который находит свое непосредственное воплощение в изучении образовательных потребностей субъектов образовательного процесса.
По результатам исследований потребителей дополнительных образовательных услуг, проведенных в 2013 году, выявлено, что практически все родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Их решение основывается на желании развить способности ребёнка (67%), дать ребёнку разностороннее образование (44%), заниматься любимым делом (35%), подготовить ребенка к выбору профессии (21%). Это обусловлено высоким профессионализмом педагогов (29%), а главное, желанием детей приобретать новые знания и умения, проявлять свои творческие способности. Задача педагогов создать условия для формирования общей культуры жизнедеятельности учащихся, нравственного отношения к людям, эстетических и творческих способностей, психологической культуры.
Как эффективно организовать дополнительное образование в условиях современной действительности в малом городе России, чтобы оно отвечало всем многообразным запросам?
Участие в проекте «Пространство детства: современность и будущее» позволяет мобильно и гибко реагировать на запросы общества, целенаправленно расширяя и углубляя выявленные потребности и интересы, формировать спрос на качество и социально-перспективную предметную направленность реализуемых программ дополнительного образования детей. При этом родители становятся все более активными партнерами, активно включаются в практическую деятельность.
Итак, остановимся на проекте МБОУДОД «ДДЮТ» «Взрослые и дети: счастливы вместе», который направлен на создание среды, дружественной детям. Современные родители мало интересуются успехами детей в школе, тем более в учреждениях дополнительного образования детей. Наш проект дает общаться родителям с детьми на основе формирования общности интересов, способствует возрождению эмоциональной и духовной близости семей.
Цель проекта: обеспечить условия для формирования социальных компетентностей ребенка, партнерских отношений семьи и Дворца творчества, развития разносторонних способностей детей, организации совместного свободного времени и содержательного досуга.
Проект включает восемь направлений, которые будут развиваться и наполняться новым содержанием:
- «Здоровье как ценность» Сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание безопасных условий, формирование умений адаптироваться в социальной среде, духовно-волевых качеств, становление осознанного отношения ребенка к здоровью человека, накопление знаний о здоровье и умение оберегать его. Совместные Дни здоровья привлекут не только учащихся, но и их родителей, весь педагогический коллектив, а такие акции, как «Нет наркотикам!», «За здоровый образ жизни!», праздники «Мама, папа и я – спортивная семья» станут традиционными.
- «Когда мы вместе» Создаются условия для становления гражданина – человека, который готов реализовать свои гражданские права и интересы, быть субъектом общественной жизни, активно влиять на происходящее с ним и вокруг него, чувствовать ответственность за свою судьбу и социум, в котором он живет;
- «Планета детства» Деятельность детей и подростков планируется через систему творческих проектов, конкурсов, соревнований. Каждому предоставляется возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, что способствует переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогает самовыражению личности, дает возможность самоподготовки и самореализации, помогает детям научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения. Реализация проектов: «Я-лидер», «Школа безопасности», «Огонь и мы», «За безопасность дорожного движения», «Это твоя земля», «И помнит мир спасенный…». Освещать самые яркие детско-взрослые со-бытия поможет создание пресс-центра «Мы – сами», который будет издавать буклеты, флаеры, видеорепортажи
- «Навстречу друг другу» Социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество. Этот процесс проводится в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми. В процесс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются здоровые дети.
Дети получат возможность обучаться широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям, возможность использовать приобретенные знания для развития своих способностей, для того, чтобы лучше разбираться в других людях и эффективнее строить отношения с ними (предполагается проведение фотовыставки «Я и моя семья», организация «Музыкальной комнаты», «Акватерапии», акции «Дерево здоровья»).
- «Родные корни» Формируя коллектив МБОУДОД «ДДЮТ», особое место отводим сотрудничеству между взрослыми и детьми, коллектив представляется как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет, организовывая совместную деятельность детей и взрослых. Совместная деятельность обеспечивает ребенку личностное самоутверждение, возможность реализовать важнейшую потребность этого возраста в самосовершенствовании, а также обеспечения качества счастливой жизни. Реализуются мини – проекты: «Творческая мастерская», «Родительские встречи», «Вечёрки», «Компьютер для бабушек и дедушек», встречи с людьми различных профессий «Дело по душе», конкурс «Малые и большие звезды Дворца творчества».
Новой формой работы для нас будет создание «Клуба заинтересованных отцов и дедушек», на заседаниях которого появится возможность создать обстановку конструктивного сотрудничества, проявлять творчество в различных конкурсах, поделиться секретами своих профессий, хобби.
- «Радость творчества» Использование опыта сотрудничества с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования, что позволяет максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Учащиеся занимаются не только на базе Дворца творчества, но и на базах образовательных учреждений города и района. Это позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнёров, развивать её направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-педагогический потенциал учреждений, делать образовательный процесс более мобильным и личностно-ориентированным. Для учащихся организуются мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности, моделированию, оригами, знакомят с православными традициями, музыкальными произведениями, организуют спортивные соревнования.
- «Мастер», В процессе развития происходит активное осмысление содержания, организационных форм и технологий деятельности: открываются студийные объединения, работающие по интегрированным дополнительным образовательным программам, которые формируют среду, стимулирующую развитие личности, позволяющую проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку, свой статус в глазах сверстников.
Это студии «Волшебная палитра», «Вокально-инструментальный ансамбль «Камертон», «Волшебный микрофон», которые получили высокую оценку на шестом и седьмом областных конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»: педагоги Шаховцева О.В. – лауреат (1 место), Чегринец М.А., Панина С.В. – призеры (2 место). Педагог Шаховцева О.В стала также финалистом VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», её дополнительная образовательная программа студии «Волшебная палитра» - победителем регионального этапа VIII Всероссийского конкурса авторских программ (2009 г.)
Дополнительная образовательная программа студии «Мир твоей души» (педагог Терехова С.Б.) построена на основе духовных и культурных традиций русского православного народа, является дипломантом II степени Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2009 г.).
Инновационным станет открытие новых объединений, студий, таких как: «Развивающая мультипликация», «Ателье-магазин», «История и искусство национального костюма», «Кукольный театр», «Музыкальная семья» (совместные занятия для ребенка и родителей), «Изучаем язык испанцев», «Французский язык», фотостудии «Взрослые как дети», «Знатоки этикета».
- «Профи» У подростков формируется потребность самоопределения в одном из видов творческой деятельности и участия в общественной жизни Дворца творчества. Старшеклассники вовлекаются в деятельность по выбранному профилю: предоставление бесплатных парикмахерских, компьютерных и швейных услуг малообеспеченным семьям, инвалидам и ветеранам, организация благотворительных концертов. Реализуются мини-проекты: «Коса – девичья краса», «Семейный дуэт», «Выпускник года», конкурс «Лучший по профессии», дистанционные конкурсы.
Все это помогает в определении выбора специальности многих выпускников, которые продолжили обучение и работают по выбранному профилю: дизайн, педагогика, музыка, экономика, кройка и шитье, компьютерное обеспечение, парикмахерское дело.
В подготовке и реализации проекта принимают участие администрация, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, методисты, учащиеся. В процессе работы над проектом родители становятся непосредственными участниками и организаторами воспитательных и творческих мероприятий.
Проект реализуется в тесном контакте с администрацией муниципального образования Ефремовский район, комитетом по образованию, комитетом социальной защиты населения, образовательными учреждениями, общественными и культурными организациями: совет ветеранов Великой Отечественной войны, клуб «Землянка», общественная организация «Пламя», библиотеки и музеи, а также средства массовой информации.
Проект реализуются в трех этапах.
1 этап Проходит в детских объединениях Дворца творчества:
- Проведение бесед педагогов с детьми и родителями;
- Привлечение родителей к организации мастер-классов;
- Организация психолого-педагогического просвещения.
Ежегодно проводится тематические «Недели совместных творческих дел» в соответствии с направлениями проекта. Учащиеся и родители совместно с педагогами дополнительного образования в объединениях продумывают план «проживания недель». По итогам недели педагог предлагает каждой семье обдумать и выделить самый яркий эпизод недели. Представить свой опыт творческого дела можно в разнообразных формах: вечер вопросов и ответов, тематический вечер, мастер-класс, смотр талантов, вечер добрых сюрпризов, день национальных культур и др.
2 этап Аналитическая группа методистов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов собирают материалы и анализируют их, продумывая задачи, методы и формы дальнейшей работы.
3 этап Проведение тематического познавательно-развлекательного тематического выходного дня в форме конкурса творческих проектов по определенному направлению.
Участие в областном проекте «Пространство детства: современность и будущее» позволило нам определить развитие таких позиций в деятельности учреждения, которые сегодня востребованы в условиях изменения системы дополнительного образования детей:
- развитие основательной практики реализации партнерства с другими учреждениями, родителями, общественными организациями;
- инициировать оригинальные формы и технологии работы с детьми, которые востребованы именно современным ребенком;
- предоставление возможности самим детям реализовывать свой творческий потенциал.
Таким образом, коллектив МБОУДОД «ДДЮТ» находится на новом этапе своей работы, ставит перед собой перспективные задачи, находится в поиске образцов деятельности, задает вопросы и пытается на них ответить.

Структура учреждения позволяет разносторонне рассматривать процесс становления личности и включения ее с социальную среду.

  • Структурное подразделение «Станция юных техников им. В.М. Мясищева»
  • Структурное подразделение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»
  • Краеведческий музей  МБОУДОД «ДДЮТ»
  • Городская детская общественная организация «Гелиос»
  • Методический отдел
  • Отдел «Художественное творчество»
  • Организационно-массовый отдел
  • Спортивный отдел

Социальное партнёрство даёт возможность выбора учащимися социально  и личностно продуктивных сфер и способов самореализации, сотрудничества и сотворчества.

  • Администрация МО Ефремовский район
  • Комитет по образованию
  • ГОУ «ИПК и ППРО ТО»
  • Общеобразовательные учреждения города и района
  • Дошкольные образовательные учреждения
  • Управление по культуре, молодёжной политике и спорту
  • Комитет социальной защиты
  • Центр занятости населения
  • Совет ветеранов ВОВ, клуб «Землянка», общественная организация « Пламя»
  • Средства массовой информации
  • Промышленные предприятия, коммерческие структуры
  • Библиотеки города
  • Муниципальный молодёжный центр
  • Спортивный комплекс
  • Художественная и музыкальная школы

Городская детская общественная  организация «Гелиос» является важным ресурсом в процессе становления социально активной личности. В  2013 году в организацию входит 4102 мальчишек и девчонок. Девиз: «За Родину, добро и справедливость!»



Социокультурное пространство МБОУДОД «ДДЮТ» позволяет включать детей и подростков в социально значимую деятельность и создает условия для становления человека-гражданина.



МБОУДОД «ДДЮТ» и СЕМЬЯ выступают партнерами в обеспечении качества жизни детей.    Реализация программы «Родные корни» обеспечивает информационное и просветительское направления, содействует  приобщению большего количества родителей к процессу становления  деятельной личности.



Реализуя концепцию воспитательной системы, мы  воспитываем социально активную и деятельную личность.

Выпускник умеет:

  • осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их;
  • быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям.

Выпускник знает:  свои гражданские права и умеет их реализовывать;

Владеет:  культурой жизненного самоопределения и самореализации.

Ведёт:  здоровый образ жизни.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • расширение сети социального партнёрства
  • создание научно-методической базы
  • привлечение большего количества учащихся и вовлечение их в социально значимую деятельность
  • разнообразие содержательного досуга, ориентированного на расширение социального опыта и формирование  профессионального самоопределения
  • создание фотогалереи «Талантливые дети».